ИНТЕРВЬЮ С ЖЕННИ ШАДЕН
(ведущей ночного эфира на радио "Европа Плюс")
Татьяна Ломакина 2001 http://www.onair.ru
OnAir.ru: Недавно на сайте Европы Плюс посетители по черточкам собирали Ваш портрет, но никакой информации о Вас, как о человеке с радио, там нет. Как Вы оказались на Европе Плюс и были ли в вашей судьбе какие-нибудь другие радиостанции?
Женни Шаден: Начну издалека... Еду я как-то на работу в метро, читаю. Напротив меня сидит пара, которая разговаривает ни о чем. Тема разговора неожиданно меняется, и в шуме метро я вылавливаю фразу: «Ну ты же знаешь Европу Плюс? Ты что думаешь, туда так легко устроиться работать ди-джеем?..». Я, конечно, сразу уши навострила в ожидании продолжения. Чем черт не шутит, думаю, может, это мои будущие стажеры. Но пара встала и на следующей станции вышла. Стандартное мнение о том, что устроиться на радио не так легко, сейчас превалирует у каждого, кто хочет однажды связать себя с радиобизнесом. Однако в 90-м году все было проще. Тогда и отечественного шоу-бизнеса, как такового, еще не было. Появилась радиостанция Европа Плюс, через два месяца объявила о наборе ведущих. Я и не слышала об этом наборе, мне позвонил знакомый и сказал, что мне сам бог велел попробовать, поскольку я хорошо разбираюсь в западной музыке. Я дозвонилась, мне обещали перезвонить. День никто не звонит, другой... «Эх, - думаю, - пойду-ка я сама схожу». Пришла. Народу у телецентра – тьма. Всех пропускают по спискам. Естественно, меня в них нет. Я «включаю» дурочку и говорю: «Ой, а где же я? Как же так?». Вероятно, я сыграла натурально, и меня провели. Заполнила я какие-то там тесты, представила экспромтом какую-то песню, меня поблагодарили за участие в конкурсе и сказали, что если что - позвонят. На самом деле, я заведомо знала, что никуда не попаду, и поэтому на это обещание отреагировала спокойно.
Когда вечером того же дня раздался телефонный звонок, я немного напряглась. Ну, думаю, на первом этапе не распознали, что я дура, покажу-ка им «Гибель варяга» во втором туре. Он состоял из музыкальных фрагментов песен. За пультом сидел вальяжный французский ди-джей, который ставил на несколько секунд фрагмент песни, а я должна была их угадывать. Этот тест я прошла практически без помарок, не угадав лишь французских исполнителей, которые были практически не известны в Союзе. Француз меня похвалил, сказав, что я первая из всех пришедших, кто так хорошо знает музыку. Я расслабилась... И тут он мне: «Сделай что-нибудь, чтобы меня рассмешить». У меня пробежал холодок по спине. «Ах ты, гаденыш, издеваешься?» Ну я ему и сказала все то, что в тот момент было у меня на языке. Русские, кто сидел в студии, начали смеяться, а переводчик – суетиться и оправдываться: «Я не знаю таких слов на французском языке». Вероятно, моя врожденная словесная скромность и наивность сделали свое дело, и мне, пожав руку, сказали «Добро пожаловать на Европу Плюс!». Может быть, я удивлю вас, если скажу, что в моей жизни была и есть только одна радиостанция, и, честно говоря, я этим горжусь!
То есть на «Европу плюс» Вы попали практически с улицы? Стечение обстоятельств – и Вы у микрофона уже почти 11 лет?
Я на Европе Плюс с момента основания. Я Годзилла прямого эфира, скоро пора уже будет яйца откладывать. А пришла я туда действительно случайно. Кстати, именно французы настояли на том, чтобы ди-джеев набирали именно с улицы, дабы потом не приходилось переучивать советских дикторов и журналистов.
Меня часто спрашивают, нужно ли было кому-нибудь «давать», чтобы пройти конкурс и остаться на радиостанции. Я бы с радостью. Я даже глаз положила на одного француза... Но на Европе Плюс требования несколько иные. Может быть, где-то и нужно «давать», но ведь это в эфире не спасет. В эфире ди-джею никто не поможет, все зависит от его таланта, а если рейтинги показывают провалы в твои часы вещания, хочешь – не хочешь, долго ты на месте не продержишься. Радиокомпания не будет ради тебя терять своих рекламодателей, которые тоже смотрят рейтинги и делают свои выводы. В последнее время сформировалась большая армия ди-джеев. Станции открываются и закрываются, а ди-джеи, как бедуины, кочуют с места на место. И их берут не всегда потому, что они талантливы: они могут быть никакими, но тот факт, что их не надо переучивать, делает свое дело. Руководству намного выгоднее взять на работу средненького ведущего, но знающего, как и что делается, чем проводить конкурс, набирать с улицы неопытный молодняк и несколько месяцев их обучать. Но при этом надо помнить, что никаких прорывов в ведении эфиров ожидать не приходится: ди-джей повторяет то, что уже кем-то когда-то было сказано, сделано. Найти свою фишку удается немногим, все остальные же идут проторенной дорожкой, потому что это проще.
Вы сразу определили образ и стиль ведения программы или раньше Вы работали в несколько ином жанре?
Иного жанра не было. Но не было и того жанра, который есть у меня сейчас. У каждого ди-джея проходит процесс становления, когда он ищет что-то свое, свою нишу. Каждый мечтает о том, чтобы его узнавали – если не по голосу и манере разговора, то хотя бы по тому, что он говорит, но не каждому это удается. Многие считают, что голос ведущего для слушателя – это фон. Это все чушь! Только плохой ведущий становится неразличимым в музыкальном потоке. Иногда слушаешь чей-то эфир, ди-джей говорит, вроде бы классно, без запиночки, и слог хороший, а выключил он микрофон, ушел из эфира, и слушатель думает: «А что он сказал-то?».
Мой же стиль ведения эфира складывался постепенно и не сразу. Особых творческих скитаний, честно признаюсь, не было, просто я пошла от своего внутреннего состояния. Покопалась в себе и дала выход эмоциям в прямом эфире. И только после трех лет работы в эфире обо мне заговорили. Слушателям интересен человек, который будет самим собой в эфире, а не тот, который читает по бумажке умные фразы.
Ваше ночное шоу – это, скорее, эротические откровения, «сдобренные» музыкой, а не программа по заявкам. Как Вы сами определите жанр, в котором работаете?
К счастью, я никогда не работала по заявкам. Во-первых, это очень тяжело чисто технически, ди-джей должен успеть принять звонок, подготовить песню, пустить рекламу в нужное время и т.д. Для того, чтобы быть асом в программе по заявкам, нужно много попотеть.
Не знаю, можно ли применять относительно к ди-джейству слово «жанр», но мое кредо – это секс и взаимоотношения между полами, я на этом специализируюсь. Анекдоты я рассказывать не умею, проповедь читать не хочу. Я хочу делать то, что мне приятно и что у меня лучше всего получается. Да и вообще, с моим-то голосом рассказывать о чем-то другом...
А Вам не хотелось сделать на радио свою авторскую программу о сексе, не отвлекаясь на музыку?
У меня в течение нескольких лет была авторская программа на о сексе, называлась она «Эротическое шоу». Мне нравилось делать небольшие репортажи, сталкивать противоположные мнения, разыгрывать в эфире слушателей и т.д. Это шоу было визитной карточкой ночной Европы Плюс. Для того, чтобы ночью удержать аудиторию, практически все радиостанции прибегали к уже апробированному способу ведения ночного эфира – программе по заявкам, а Европа Плюс держала ночной эфир исключительно этой программой. Очень жаль, что нашим фирменным коньком теперь могут пользоваться все. Единственное, что я могу сказать, так это то, что такая передача не будет иметь успеха на другом радио, и не потому, что не я буду ее вести, а потому, что нужно придумывать что-то другое, иначе это будет лишь блеклой копией того, что было на Европе Плюс. К тому же еще нужен и голос, который будет соответствовать стилю программы. Кстати, когда меня взяли на радио, в графе «Голос» поставили «минус» - уж больно он был низок для девушки.
Я давно усвоила простую вещь: на радио главное – не что ты говоришь, а как ты говоришь, поскольку именно интонация влияет на подсознание. Ди-джеи – это почти актеры, но в отличие от актеров, в распоряжении ди-джеев – только голос. И от того, как ты можешь им владеть, зависит твой успех.
Есть ли у Вас какие-то специальные приемы, которые позволяют Вам держаться весь эфир? Ведь время не самое легкое.
У каждого ди-джея свои фирменные приемы, однако, вряд ли кто-то их вам откроет. Самое главное – это хорошее настроение. Будет оно – удастся эфир. Ди-джей не имеет права иметь плохое настроение. У меня, например, практически всегда хорошее настроение. Плохое оно бывает у меня только тогда, когда меня будят, да и то продолжается оно всего минут 20.
Я люблю работать ночью. Вы представить себе не можете, как тяжело работать днем. Это ад. Народу на станции – тьма. Все бегают, суетятся, что-то спрашивают, уточняют. Приходят какие-то делегации, хотят взять автограф, посмотреть, пощупать. Мамочка родная! Я в такой ситуации просто не могу работать. А ночью ты одна – и за ди-джея, и за охранника. Делай, что хочешь, приводи, кого хочешь. Заперлась, только смотришь на мониторчик. А если кто-то пришел, спросишь: «Кто такой? Ах, вам передать надо? Ну вы там положите, я потом возьму!». Красота!
А насколько «эфирная» Женни Шаден соответствует той, которую знают родственники, друзья, близкие люди?
В жизни я, конечно же, мягче, чем в эфире, поскольку я стараюсь общаться с теми людьми, которые мне приятны. Эфир же сталкивает меня с разными людьми, большинство из которых уже заведомо агрессивны ко мне в силу тех суждений, которые я высказываю в адрес мужчин. Отсюда и моя реакция защиты и обороны. Мне самой хочется ущипнуть, съязвить, поставить на место. Я знаю, где открыть рот, а где его держать закрытым.
А какие предположения возникают у ваших слушателей относительно того, почему Вы скрываете свою внешность?
Конечно же, первая мысль - что я страшна, как лихорадка Эбола. На это я, как правило, отвечаю: «Люби себя, на всех не угодишь!». Вторая – что я мужчина, на что я задаю вопрос: «А вы что, хотели на мне жениться?». На третьем месте стоит предположение, что я трансвестит. «А вы вообще знаете, что это такое? - спрашиваю я, - Это когда мужчина переодевается в женщину. А зачем же мне по радио, у микрофона переодеваться-то? Меня же все равно никто не видит!».
Почему Вы решили выбрать именно такую «тактику работы» - прятать себя от аудитории?
Я не такая уж и затворница, как вы думаете. Я с радостью общаюсь со слушателями по интернету, по телефону. Если нам удается найти общие интересы или взгляды со слушателем, можно и встретиться. Бывают очень интересные люди, с кем-то я дружу уже несколько лет. Если я куда-то иду, я никогда не афиширую, что это я - вокруг начинается какое-то непонятное движение, перешептывание. Я вообще не хочу, чтобы меня знали в лицо, так проще в личной жизни. Я несколько лет назад летала на Сахалин, была на станции «Европа плюс Сахалин». Там мой приезд не был ни для кого тайной – меня останавливали, брали автографы, со мной фотографировались и т.д. Но именно тогда некоторые мужчины, узнав о том, что я – та самая Женни Шаден, настойчиво требовали всех доказательств того, что моя сексуальность распространяется и за пределы эфира, что это не просто мой имидж. Причем доказательства эти нужно было предъявить конкретно – в машине или в ресторане... Это стало для меня хорошим уроком. Если бы я рассказывала анекдоты, меня бы все время просили смешить публику, а так как я веду эротическое шоу, нужно на деле доказывать то, о чем ежедневно распространяешься в эфире. Я не хочу сталкиваться с этим еще и в Москве, доказывать каждому, что «Я не такая, я жду трамвая». Да и вообще, проще быть не узнанной.
Как Вы представляете себе людей, которые ровно в час ночи настраивают свои приемники на Европу Плюс?
А аудиторию не надо представлять, ее надо чувствовать. Все разговоры о том, что ди-джей должен представлять себе свою аудиторию, полный анахронизм. Эти представления нужны тем ди-джеям, которые только что открыли рот в эфире. Ди-джей должен чувствовать аудиторию, на которую работает. Мне кажется, что я чувствую, как и когда нужно сказать ту или иную фразу, чтобы она имела стопроцентное попадание и стопроцентную ответную реакцию слушателей. Я работаю исключительно для тех, кому приятно слышать меня, кому интересно, что я говорю и как.
Реакцию мужчин на то, что Вы делаете в эфире, приблизительно можно себе представить. Как оценивает Ваше эфирное творчество женская часть аудитории?
Самая интересная и, в какой-то степени, традиционная реакция женщин на мои колкости по отношению к мужчинам: «Мочи их, мочи, гадов! Правильно, так им и надо». А вообще, правильно сказали мудрецы: предназначение женщины в том, чтобы мешать жить мужчине, дабы он не останавливался в своем развитии. В этом что-то есть. Большинство женщин, которые меня слушают, полностью со мной солидарны. Скажу больше, многие из них критикуют меня за либеральную позицию. Есть и те, кого не устраивает моя точка зрения, они в довольно агрессивной форме высказывают свое недовольство. Но это в основном девочки, которые находятся в эйфории от первых чувств.
Несмотря на то, что в своих эфирах Вы, мягко говоря, не идеализируете мужчину, у Вас масса поклонников. Самые отчаянные их попытки увидеть Вас?
Самые отчаянные попытки встретиться со мной заканчиваются встречей с моим водителем, вид кулака которого охладит любого. Но иногда бывают и гонки с преследованием по ночной Москве. Забавно... Нет, по большому счету, я не против встретиться, покататься на большой машине, подержаться за его руль... Я человек контактный!
Не было ли у Вас желания переменить свое творческое кредо? Может быть, попробовать себя на другой станции и не в образе Женни Шаден, а в образе кого-то другого?
Даже если менять станцию, все равно я буду востребована именно как Женни Шаден. Работать по-другому можно, но это буду уже не я. Наш слушатель достаточно консервативен в этом плане, он всегда будет сравнивать то, что ему предложат, с тем, что было раньше. Поэтому нужно либо оставаться такой, какая я сейчас, либо придумать что-то, что превзойдет предыдущее. Будем работать. Ведь все в этом мире эволюционирует.
Чем занимаетесь днем, в свободное время?
Днем у меня не так уж и много времени. Главное – нужно отоспаться, потом в институт, затем домой перекусить и опять на работу. Кстати, Вы со мной полегче, я будущий прокурор! А в свободное время я стараюсь полностью посвятить себя личной жизни. Французы еще 11 лет назад сказали нам, что нашей личной жизнью становится радиостанция. Так и получилось. В юношеском возрасте об этом не думаешь, а сейчас понимаешь, что личная жизнь – это безумно важно. По Фрейду, чем лучше карьера, тем хуже личная жизнь. В принципе так и есть. То же самое и в сексе - когда много и доступно, теряется азарт и притупляются ощущения. Когда же этого не хватает, становишься способной на такое!..
Что Вам нужно для того, чтобы жизнь устраивала Вас на все 100%?
Для полного счастья хотелось бы изменить процентное отношение в следующем анекдоте: «У российских мужчин спросили: «Хотели бы Вы переспать с Женни Шаден?» 60% ответили – нет, никогда! 40 % ответили – я с ней уже спал». Но вообще-то пара маленьких шаденчиков меня вполне устроит.
Listen not just to the sounds-- but to what’s behind the sounds.
Xena, "The Friend in Need"