Композиция

У меня много талантов (Зена)
arinka
Countess de Switzerland
Сообщения: 3310
Зарегистрирован: Чт июн 20, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение arinka » Сб окт 15, 2005 11:02 am

С тем, что творческого человека нельзя загонять в рамки, я в жизни спорить не буду. Поэтому прошу все нижеследующее не воспринимать как попытку кого-то чем-то сковать. Знание составных частей литературного произведения, конечно, нужно не для того, чтобы научить кого-то писать – для это нужно не столько умение (хотя и оно), сколько талант. Композиция необходима для понимания чужих произведений. Поняв других, сможешь понять и себя. Поняв себя, сможешь писать как минимум хорошо. Ведь даже хаос – это система, просто крайне сложная.

Начнем издалека :) Каково дерево внешне? Мы видим ствол, ветви, листья; еще мы знаем, что под землей есть корни, а на ветках – почки.
А вот под корой тоже много чего есть: луб, камбий, древесина, сердцевина…
Узнавая дерево только внешне или только внутренне, мы не будем иметь полного представления о нем.
Литературное произведение – то же дерево.
Самое простое – прочитать произведение и решить, понравилось оно или нет. Это то же, что взглянуть на дерево, не вдаваясь в детали.
Мы, читая, думаем также, о чем же автор хочет сказать? То есть лезем внутрь дерева.
Обращаем внимание на то, какими средствами автор пытался достучаться до нас и донести свою мысль. То есть разглядываем ветки и листья.
Только проделав все вышеперечисленное, мы сумеем получить полное представление о произведение. Опустив хотя бы что-то одно, мы упустим целый пласт в произведении.
О тот, как получать эстетическое удовольствие от произведения, вряд ли стоит кому-то говорить – все и так умеют, думаю. Насчет тематики, проблематики надо говорить отдельно в каждом конкретном случае.
А вот разобраться со структурой произведений мы можем. Вернее, не столько разобраться, сколько увидеть, какой она вообще бывает.

Композиция произведения состоит из нескольких блоков, которые, в свою очередь, тоже делятся на подблоки:
1. Сюжет:
А) необязательные:
- название;
- эпиграф;
- посвящение;
- пролог и эпилог.
Б) обязательные:
- предыстория;
- экспозиция;
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка
2. Описание
а) портрет
б) пейзаж
в) интерьер
3. Рассуждение – наименее художественная часть текста; это уже, так сказать, прямое давление на читателя.
4. Язык:
а) авторская;
б) героев.

Это схема. Далее будем говорить о том, что каждый из этих пунктов представляет из себя. :???:
Лучше быть последним в стае, чем первым в стаде. (© Я)

Аватара пользователя
Песня Ветра
Сайен
Сообщения: 11213
Зарегистрирован: Ср июл 30, 2003 4:00 am
Награды: 3
Я: саббер
Откуда: Казань
Благодарил (а): 1 раз
Контактная информация:

Сообщение Песня Ветра » Чт окт 20, 2005 6:53 am

арин, можно отсебятину добавлю...по поводу "обязательных" пунктиков- там, где предыстория (так дико все-таки писать это Ы :)) и иже с ним.
есть некоторые произведения, в которых отсутсвуют некоторые - обязательные элементы. я не говорю о классических произведениях,на основе которых и была выработана эта схема,просто бывают произведения-эксперименты. очень много нашего постмодерна совсем не отвечается заявленным требованиям, хотя это и не обязательно означает, что впоследствие они не станут классикой. с другой стороны, вполне можно обнаружить многие элементы в невзрачном рассказе в одну страницу. нужно просто попытаться это сделать.
арин,давай разберем по косточкам какое-нибудь "однолистовое" произведение - рассказ на обозрение окружающим. могу предложить что-нибудь из яшки казановы - раз уж она столь популярна сейчас, потом, зощенко, чехова - у них есть много коротеньких вещей.дадим текст и выделим в нем все указанные части.


[ Это сообщение было отредактировано: Песня Ветра 2005-10-20 10:59 ]
В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки

blacky
Завоеватель
Сообщения: 5771
Зарегистрирован: Ср июл 18, 2001 4:00 am
Я: соул
Откуда: Москва

Сообщение blacky » Чт окт 20, 2005 9:04 am

Давайте уж сразу из Чехова :)

Assistant
Приручивший шакрам
Приручивший шакрам
Сообщения: 1584
Зарегистрирован: Вт янв 18, 2005 4:00 am

Сообщение Assistant » Сб ноя 05, 2005 9:32 pm

Композиция произведения состоит из нескольких блоков, которые, в свою очередь, тоже делятся на подблоки:
1. Сюжет:
А) необязательные:
- название;
- эпиграф;
- посвящение;
- пролог и эпилог.
Б) обязательные:
- предыстория;
- экспозиция;
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка
2. Описание
а) портрет
б) пейзаж
в) интерьер
3. Рассуждение – наименее художественная часть текста; это уже, так сказать, прямое давление на читателя.
4. Язык:
а) авторская;
б) героев.

Это схема. Далее будем говорить о том, что каждый из этих пунктов представляет из себя. :???:



Структурная классификация не совсем точна с точки зрения единого критерия.
Целесообразно обозначить сюжетное движение и/или смену точек зрения тремином композиция , сохранив за текстовым построение обозначение архитектоника. В этом случае смена точек зрения и/или размещение элементов сюжета : завязки, развязки, кульминации и т. д. - будет определять собственно композицию произведения, а распределение и характер абзацев - его архитектонику. Построение предложений, связка абзацев одного с другим, главы с главой - дело также немаловажное.

Да из форм преподнесения текста (их называют композиционно-речевыми - но это ближе к архитектонике), кроме описания и рассуждения, следует отметить еще и повествование - ведь она берет, особенно в текстах фанфиков на себя основную сюжетную нагрузку: сообщает о развивающихся действиях и состояниях, что делает его акциональным, динамичным.
Но мне кажется желательным первоочередное выделение портретного описания в целях дальнейшей, более детальной проработки образов наших любимых главных героев!
Так, как поговорим о портрете?

Аватара пользователя
Песня Ветра
Сайен
Сообщения: 11213
Зарегистрирован: Ср июл 30, 2003 4:00 am
Награды: 3
Я: саббер
Откуда: Казань
Благодарил (а): 1 раз
Контактная информация:

Сообщение Песня Ветра » Чт дек 22, 2005 9:30 am

не знаю, как насчет портрета, но вот коротенький рассказ чехова я нашла:разговор пьяного с трезвым чертом. на его примере можно кое-что разобрать. в том числе, мне кажется и портрет .
итак:
разговор пьяного с трезвым чертом
Бывший чиновник интендантского правления,отставной коллежский секретарь Лахматов, сидел у себя за столом и, выпивая шестнадцатую рюмку, размышлял о братстве, равенстве и свободе. Вдруг из-за лампы выглянул на него черт... Но не пугайтесь читательница. Вы знаете, что такое черт? Это молодой человек приятной наружности, с черной, как сапоги, рожей и с красными, выразительными глазами. На голове у него, хотя он и не женат, рожки... Прическа a la Капуль. Тело покрыто зеленой шерстью и пахнет псиной. Внизу спины болтается хвост, оканчивающийся стрелой... Вместо пальцев - когти, вместо ног - лошадиные копыта. Лахматов, увидев черта, несколько смутился, но потом, вспомнив, что зеленые черти имеют глупое обыкновение являться ко всем вообще подвыпившим людям, скоро успокоился.
- С кем я имею честь говорить?- обратился он к непрошеному гостю.
Черт сконфузился и потупил глазки.
- Вы не стесняйтесь,- продолжал Лахматов.- Подойдите ближе... Я человек без предрассудков, и вы можете говорить со мной искренне... по душе... Кто вы?
Черт нерешительно подошел к Лахматову и, подогнув под себя хвост, вежливо поклонился.
- Я черт, или дьявол...- отрекомендовался он.- Состою чиновником особых поручений при особе его превосходительства директора адской канцелярии господина Сатаны!
- Слышал, слышал... Очень приятно. Садитесь! Не хотите ли водки? Очень рад... Я чем вы занимаетесь?
Черт еще больше сконфузился...
- Собственно говоря, занятий у меня определенных нет...- ответил он, в смущении кашляя и сморкаясь в "Ребус".- Прежде действительно у нас было занятие... Мы людей искушали... совращали их с пути добра на стезю зла... Теперь же это занятие, антр-ну-суади, и плевка не стоит... Пути добра нет уже, не с чего совращать. И к тому же люди стали хитрее нас... Извольте-ка вы искусить человека, когда он в университете все науки кончил, огонь, воду и медные трубы прошел! Как я могу учить вас украсть рубль, ежели вы уже без моей помощи тысячи цапнули?
- Это так... Но, однако, ведь вы занимаетесь же чем-нибудь?
- Да... Прежняя должность наша теперь может быть только номинальной, но мы все-таки имеем работу... Искушаем классных дам, подталкиваем юнцов стихи писать, заставляем пьяных купцов бить зеркала... В политику же, в литературу и в науку мы давно уже не вмешиваемся. Ни рожна мы в этом не смыслим... Многие из нас сотрудничают в "Ребусе", есть даже такие, которые бросили ад и поступили в люди... Эти отставные черти, поступившие в люди, женились на богатых купчихах и отлично теперь живут. Одни из них занимаются адвокатурой, другие издают газеты, вообще очень дельные и уважаемые люди!
- Извините за нескромный вопрос: какое содержание вы получаете?
- Положение у нас прежнее-с...- ответил черт.- Штат нисколько не изменился... По-прежнему квартира, освещение и отопление казенные... Жалованья же нам не дают, потому что все мы считаемся сверхштатными и потому, что черт - должность почетная... Вообще, откровенно говоря, плохо живется, хоть по миру иди... Спасибо людям, научили нас взятки брать, а то бы давно уже мы переколели... Только и живем доходами... Поставляешь грешникам провизию, ну и... хапнешь... Сатана постарел, ездит все на Цукки смотреть, не до отчетности ему теперь...
Лахматов налил черту рюмку водки. Тот выпил и разговорился. Рассказал он все тайны ада, излил свою душу, поплакал и так понравился Лахматову, что тот оставил его даже у себя ночевать. Черт спал в печке и всю ночь бредил. К утру он исчез.
В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки

Аватара пользователя
Песня Ветра
Сайен
Сообщения: 11213
Зарегистрирован: Ср июл 30, 2003 4:00 am
Награды: 3
Я: саббер
Откуда: Казань
Благодарил (а): 1 раз
Контактная информация:

Сообщение Песня Ветра » Чт дек 22, 2005 9:34 am

ну что...по поводу пункта А могу сказать, что мой пример неудачен. :) здесь нет эпиграфов или посвящений, хотя текст я брала с сайта чехова и за достоверность не могу отвечать :)))
но вот портрет - тут действитедльно есть. черт очень даже неплохо обрисован, более того, в этом тексте есть завязка, развязка, кульминация и прочие штуки.
начнем с портрета? арин, давай?
В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки


Вернуться в «Разговоры обо всем и сразу»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей