Нудные азы писательства

У меня много талантов (Зена)
Аватара пользователя
Akrill
kawaii =^.^=
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: Вс июл 23, 2006 4:00 am
Награды: 1
Откуда: Екатеринбург
Поблагодарили: 12 раз
Контактная информация:

Нудные азы писательства

Сообщение Akrill » Сб дек 17, 2011 8:00 pm

Памятка :)

- если можешь исчерпывающе описать ситуацию в трех словах, выкинь остальные пять.
- если видишь тавтологию или повтор, вначале убедись, что синоним не утяжеляет предложение. Если это так, лучше переформулировать мысль, чем загромождать текст.
- если не уверен в значении слова, погугли. Иногда узнаешь удивительное.
- если ты маешься, не желая приступать к "скучному" куску текста, попытайся понять, почему он тебе скучен, и найди "изюминку", которая его оживит. Не пиши его единственно ради того, чтобы заполнить дыру. Она все равно останется дырой, только с буковками. Каждое описание природы, погоды и трапезы должно играть на сюжет (задать настроение, провести аллегорию и пр).
- не бойся глагола "было" пару раз на страницу. Без разницы, что там говорят эстеты. Среднему читателю важнее читабельность, а не авторские выкрутасы в попытках избавиться от этого несчастного слова. Иногда читаю и прямо вижу, как автор плакал, но давил его в попытке выглядеть профессионалом.
- два слова подряд на одну букву нормальны и допустимы, три - если нет других вариантов. Три слова подряд, начинающиеся с одной приставки, допустимы только если это явный художественный прием, а не случайность.
- куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол "сказал" в диалоге. Лучше напиши, что герой при этом делал. Читатель сам догадается, что эту реплику герой не попой просвистел.
- если одному тестеру не нравится/не понятно то, что нравится/понятно тебе, шли тестера лесом. Если этот фрагмент не понимают/не одобряют два тестера, сходи в лес сам.
- не описывай героя единым блоком. Раскидай описание по первым 2-3 страницам, для лучшей усвояемости. Если сделать это позже, читатель успеет сформировать свой образ, и потом фиг в него вдолбишь правильную длину волос и размах плеч.
- по максимуму правь ошибки, даже если это просто опечатки. Чем чище текст, тем внимательнее корректорский глаз. Редакторов, которые перепишут корявость, в издательстве нет, это миф. В лучшем случае - тупо выкинут абзац.
- имена героев должны заметно различаться. Читатель может не запомнить, что имя одного героя Оыгакнцгпкцгупк, но никогда не спутает его со вторым - Васей или Диком.
- оценивай текст зрительно. Он должен быть елочкой, а не кирпичом (поясняю: диалоги+короткие абзацы, а не сплошной жуткий описательный абзац, где взгляд начинает скакать через одинаковые по длине строчки, не имея зацепок).
- паразитами бывают не только слова, но и целые фразы, и раздражают они куда сильнее. Типа "уронил свою челюсть от изумления". Если тебе кажется, что ты что-то такое уже писал, воспользуйся поиском по тексту.
- выложи кусок текста в режиме "только для себя" в ЖЖ или дайрик. Когда видишь его на другом фоне другим шрифтом, резко обостряется чувство прекрасного, легко замечаются и правятся мелкие корявости.
- лучше выделить слово курсивом, чем заглавными буквами. Читается приятнее, внимание привлекает с тем же успехом.
- почти все вышеописанные правила можно нарушать, если ты твердо знаешь, зачем это делаешь, и это работает на текст - а не на авторское эго.

(с)Громыко

Аватара пользователя
Akrill
kawaii =^.^=
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: Вс июл 23, 2006 4:00 am
Награды: 1
Откуда: Екатеринбург
Поблагодарили: 12 раз
Контактная информация:

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Akrill » Сб дек 17, 2011 8:02 pm

Помним об арфографии и ,пунктуации,.!!?

1. Подлежащее, оно не нуждается в уточнении местоимением.
2. Тире между подлежащим и сказуемым – не ставится.
3. Заменяя существительные местоимениями, позаботьтесь о правильном его согласовании.
4. Кое-кто стали забывать правила согласования главных членов предложения.
5. Между нас говоря, падеж местоимения тоже важен.
6. Притяжательные местоимения надо уметь грамотно использовать в зависимости от ихней функции.
7. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор. Учащимися же будет дорого уплочено за плохоспрягаемость.
8. Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
9. Сознательно сопротивляйтесь соблазну сохранить созвучие.
10. Страдательный залог должен быть избегаем.
11. Не забывайте про букву "ё", иначе трудно различить падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
12. Не редко человек ниразу правильно нинапишет "не" и "ни" с глаголами и наречиями.
13. Различайте, где в суффиксах пишутся сдвоеные согласные, а где они обосновано не сдвоенны.
14. Помните о том, что в большинстве случаев связку "о том" можно исключить.
15. У слова "нет" нету форм изменения.
16. Изгоняйте из речи тавтологии – избыточные излишества.
17. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
18. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен находится на своём месте, что иногда забываеться.
19. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
20. Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
21. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведётся изложение, автор этих строк не рекомендует.
22. Что касается незаконченных предложений.
23. Автор использующий причастные обороты должен не забывать о пунктуации.
24. Применяя неоднородное, сочетающееся с причастным оборотом, определение, после оборота запятую не ставьте.
25. Всё, объединённое обобщающими словами, разделяйте запятыми: однородные определения и неоднородные.
26. Над правильной пунктуацией во фразеологизмах нам всем ещё работать, не покладая рук.
27. В репликах тезисах наездах ставьте запятые при перечислении.
28. Не используйте запятые, там, где они не нужны.
29. Вводную конструкцию конечно же выделяйте запятыми.
30. Притом, некоторые слова, буквально, очень похожие на вводные, как раз, никогда не выделяйте запятыми.
31. Ох, они, грамотеи, разделяющие запятой цельные сочетания междометия.
32. Ставьте где надо твёрдый знак или апостроф – обём текста всё равно так не сэкономить.
33. Ставьте чёрточки правильного размера - тире длинное, а дефис чуть—чуть покороче.
34. Заканчивать предложения местоимениями – дурной стиль, не для этого они.
35. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на.
36. Не сокращ.!
37. Проверяйте в тексте пропущенных слов.
38. Если неполные конструкции, – плохо.
39. Предложение из одного слова? Нехорошо.
40. Правило гласит, что "косвенная речь в кавычки не берётся".
41. Ответ отрицательный на вопрос о том, ставится ли вопросительный знак в предложении с вопросительной косвенной речью?
42. НИКОГДА не выделяйте слова заглавными буквами.
43. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснять.
44. Правиряйте по словарю напесание слов.
45. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
46. Задействуйте слова в предназначении, истинно отвечающем смыслу.
47. Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.
48. Метафора – как кость в горле, и лучше её выполоть.
49. Штампам не должно быть места на страницах ваших произведений!
50. Сравнения настолько же нехороши, как и штампы.
51. Сдержанность изложения – всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.
52. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
53. Ненужная аналогия в тексте – как шуба, заправленная в трусы.
54. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
55. Сюсюканье – фу, бяка. Оставьте его лялечкам, а не большим дяденькам.
56. Будьте более или менее конкретны.
57. Как учил Эмерсон: "Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли".
58. Слов порядок речи стиля не меняет?
59. Кому нужны риторические вопросы?
60. Удобочитаемость нарушается порой пишущим неправильным выбором формы дополнения.
61. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет текст, определённо не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.
62. И ещё, кстати, никогда, да-да, никогда не используйте излишних повторений.
63. Вотще уповать на архаизмы, дабы в грамоте споспешествовать пониманию оной, ибо язык наш зело переменам доднесь подвластен.
64. Нечаянно возникший стих собьёт настрой читателей твоих.
65. По жизни усекай насчёт своего базара: хочешь неслабо выступить, – завязывай в натуре с жаргоном.
66. Если хочешь хочешь быть правильно понятым, never use foreign language.
67. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно-русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.
68. Если блин, ну это, короче, хочешь типа чтобы слушали, ты как бы того, ну, сорняки и вообще особо не э-э, используй, вот.
69. Позаботься о благозвучии фразы, у тебя ж опыта больше.
70. Книгачей, чясто безо-всяких правил чотко чюствуит что что-то не так.

(с)перто на просторах интернета

Рейн
Посмотревший FIN
Посмотревший FIN
Сообщения: 2667
Зарегистрирован: Ср сен 15, 2010 10:46 am
Награды: 2
Я: саббер
Откуда: Где то здесь. А завтра - там
Благодарил (а): 2 раза

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Рейн » Сб дек 17, 2011 9:45 pm

хорошо написанно. очень хорошо...
второе особенно понравилось.
я сначала думала, что это статья так написанна, гм. потом дошло, что это был юмор.
но в целом всё верно и может послужить очень хорошой памяткой. особенно сразу же приведённые примеры, как не надо делать.
Люблю и любима

Аватара пользователя
Muelka
Менестрель
Сообщения: 3051
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2011 7:57 pm
Награды: 4
Откуда: Самый дальний уголок Греции.
Благодарил (а): 2 раза

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Muelka » Сб дек 17, 2011 10:13 pm

Памятка улыбнула. :D арфография и ,пунктуация,.!!? - всё как есть.... :D
Спасибо.
Vis recte vivere? Quis non?

Аватара пользователя
Хель
...
...
Сообщения: 16633
Зарегистрирован: Пн июл 19, 2004 4:00 am
Награды: 4
Я: битекстер
Откуда: Ю-Питер
Поблагодарили: 4 раза

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Хель » Вт дек 20, 2011 10:03 pm

Хм, какая прелестная памятка))) вторую часть когда-то читала, узнавала себя во многих пунктах :D
А почему оно тут?)) вполне же можно и в Творчество поместить, как раз в тему будет :)
Изображение

Аватара пользователя
Dzury
капитан
Сообщения: 731
Зарегистрирован: Чт окт 21, 2010 8:35 pm
Награды: 3
Я: саббер

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Dzury » Ср дек 21, 2011 12:22 am

Хель писал(а):А почему оно тут?)) вполне же можно и в Творчество поместить, как раз в тему будет

Да, было бы неплохой шпаргалкой. А мне, пожалуйста, вот это большим шрифтом, чтобы всегда перед глазами было :D
Akrill писал(а):- если можешь исчерпывающе описать ситуацию в трех словах, выкинь остальные пять.

Ну и как говорится, в каждой шутке должна быть...

Советы начинающему писателю:
* Не лезь без спроса в литературный процесс – там и без тебя тошно.
* Сюжет романа должен быть краденым, или, в крайнем случае подаренным на день рождения.
* Помни, что читатель гораздо умнее и опытнее тебя.
* Имей в виду, что на сороковой странице повесть, если ее не закончить, превращается в роман.
* Если сюжет умирает, не вози его в реанимацию.
* Если почувствуешь, что за тобой стоит критик, загороди от него рукопись собственным телом.
* Не читай классиков, иначе твое подсознание непременно займется плагиатом.
* Обязательно работай над стилем: раз в неделю брейся, раз в месяц ходи в баню и раз в год – в парикмахерскую.
* Усаживаясь за компьютер, помни: главное в прозе – это шрифт; однако не злоупотребляй курсивом, иначе остальное не прочтут вовсе.


Советы начинающему поэту:
* Если можешь выразить свою мысль прозой – выражай, и радуйся, что она вообще к тебе пришла.
* Не старайся на слух отличить дактиль от анапеста: если это не дано от природы, все равно не получится.
* Если муза диктует тебе размер, поинтересуйся заодно и рифмой.
* Если ушло вдохновение, посади попугая на метроном и ложись спать – что-нибудь стоящее обязательно приснится.
* Учи греческий язык, иначе так и не узнаешь разницы между эросом и танатосом.
* Рифма должна быть крепкой, как рукопожатие строк.
* Обязательно пиши стихи о любви – иначе какой ты лирик?
* Не переживай, если где-то захромает размер: что такое силлабо-тоническая система, все равно уже никто не знает.
* Не отождествляйся со своим лирическим героем: что можно в стихах ему, нельзя в жизни тебе, и наоборот.
* Держи себя в рамках: не исключено, что кто-то тебя прочтет.
Никаких компромиссов даже перед лицом Армагеддона... (с) Роршах

Аватара пользователя
Песня Ветра
Сайен
Сообщения: 11204
Зарегистрирован: Ср июл 30, 2003 4:00 am
Награды: 3
Я: саббер
Откуда: Казань
Благодарил (а): 1 раз
Контактная информация:

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Песня Ветра » Ср дек 21, 2011 8:05 am

Хель писал(а):А почему оно тут?)) вполне же можно и в Творчество поместить, как раз в тему будет
.
потому что:
1.
Akrill писал(а):(с)Громыко

Akrill писал(а):(с)перто на просторах интернета


а у нас есть:
Хель писал(а):5. КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

5.1. Выкладывать на подфорум рассказы и стихи, взятые с других сайтов. Для этого существует подфорум "Культура". Любая вещь, созданная не посетителем данного подфорума, будет удаляться без предупреждения. При повторе попытки выложить - замечание. За массовые возмущения самоуправством - бан.


2. потому что все подобные статьи лежат здесь. еще со времен Академии Бардов.
вот пусть и лежат вместе.

p.s. ах да. я и переложила в свое время.
В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки

Аватара пользователя
AlfranZa
Зенайт-Столько-Не-Живут
Сообщения: 12478
Зарегистрирован: Чт дек 15, 2005 4:00 am
Награды: 3
Я: битекстер
Откуда: Ебени
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Нудные азы писательства

Сообщение AlfranZa » Ср дек 21, 2011 8:31 am

44. Правиряйте по словарю напесание слов.

Улыбнуло=) Ибо, я никогда ТАК не делаю. Иначе, никогда ничего и не напишу в жизни.
Но вообще по многим пунктам просто слов нет, как все узнаваемо) :oops:
Природа сильнее людских замыслов. (с) Лев Гумилев.

Аватара пользователя
Dzury
капитан
Сообщения: 731
Зарегистрирован: Чт окт 21, 2010 8:35 pm
Награды: 3
Я: саббер

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Dzury » Ср дек 21, 2011 9:15 am

Песня Ветра писал(а):потому что:
Песня Ветра писал(а):а у нас есть:
Хель писал(а):
5. КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

5.1. Выкладывать на подфорум рассказы и стихи, взятые с других сайтов. Для этого существует подфорум "Культура". Любая вещь, созданная не посетителем данного подфорума, будет удаляться без предупреждения. При повторе попытки выложить - замечание. За массовые возмущения самоуправством - бан.

Рассказы, стихи, произведения.... тогда почему это не перенесено в Культуру? Хотя памятка произведением ну никак не является, тогда уж к ним надо отнести и правила русского языка, а все анекдоты изъять из оборота, т.к. они уже размещались на других сайтах.
Авторам и бетам понравилась, а в Творчестве уже созданы околотворческие темы, как то рекомендации к прочтению и переводу, доска объявлений для авторов и бет, каталог, призванные помочь фикрайторам и их читателям. В принципе, не вижу проблемы перенести обратно. Все мы волшебники :D
А Академию бардов надо развивать, ага))
Никаких компромиссов даже перед лицом Армагеддона... (с) Роршах

Аватара пользователя
Хель
...
...
Сообщения: 16633
Зарегистрирован: Пн июл 19, 2004 4:00 am
Награды: 4
Я: битекстер
Откуда: Ю-Питер
Поблагодарили: 4 раза

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Хель » Ср дек 21, 2011 10:36 am

1.
Akrill писал(а):(с)Громыко

Akrill писал(а):(с)перто на просторах интернета

а у нас есть:
Хель писал(а):5. КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!
5.1. Выкладывать на подфорум рассказы и стихи, взятые с других сайтов. Для этого существует подфорум "Культура". Любая вещь, созданная не посетителем данного подфорума, будет удаляться без предупреждения. При повторе попытки выложить - замечание. За массовые возмущения самоуправством - бан.

А это, типа, творчество? :? Стих, проза или еще что? :? Ну, буду знать))
Изображение

Аватара пользователя
Dzury
капитан
Сообщения: 731
Зарегистрирован: Чт окт 21, 2010 8:35 pm
Награды: 3
Я: саббер

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Dzury » Вс дек 25, 2011 3:05 am

Нашла когда-то в сети Справочник начинающего писателя. Полезные ссылки
Огромный перечень работ по писательскому мастерству. Не все из перечисленного одинаково полезно. Остановлюсь лишь на некоторых:

С.Книг "КАК ПИСАТЬ КНИГИ: МЕМУАРЫ О РЕМЕСЛЕ".
Вне конкуренции. Спустя годы так же интересны и актуальны его размышления о ремесле, основанные на личных примерах из жизни и творчества. Из плюсов отсутствие дидактичности, читателей не кормят определениями «композиции», ее видами и пышными цитатами из классиков, а главное – после него хочется писать. Из минусов, часто упоминаемые на страницах «Элементы стиля» У. Странка (William Strunk, Jr., The Elements of Style). Было время, хотелось продать душу, за один перевод этой книги на русский язык :D

Нора Галь. «Слово живое и мертвое: от "Маленького принца" до "Корабля дураков"
Отрывки из книги переводчика и литератора уже имеются на нашем форуме и подвергались разбору.

Михаил Веллер «Технология рассказа».
Автор сух, академичен, нравоучителен. Он знает, как надо, и с этим не поспоришь. Но книга больше хороша для студентов литинститута, чем для фикрайтеров самоучек. :-[

Гетманский Игорь "Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера слова"
Вступление затянуто цитатами именитых писателей, надерганными точно для того, чтобы показать кругозор автора. На деле И. Гетманский взял лучшее из книг по писательскому мастерству и создал на их основе наиболее полное и внятное пособие с множеством примеров и практических заданий, отчего книга напоминает учебник родной речи. Однако, кто пропустил ее в школе и не имеет хоть искры писательского таланта, вряд ли сможет реализовать советы на практике. Это как читать кулинарную книгу – ни само блюдо, ни его ингредиенты на столе не появятся. В целом приятное впечатление.

Найджел Воттс «Как написать роман» не столь академичен, как И. Гетманский и в чем -то дополняет его. Простое изложение сложных вещей, отчего создается впечатление поверхностности изложения. Мало определений, понятий и примеров. Автор делает акцент ни на том, как не надо писать, а на том, как правильно. Позитифф :)

Ян Парандовский «Алхимия слова».
Книга изобилует подробностями из жизни и творчества огромного количества писателей и интересна, как шкатулка на дамском столике. Читать ее стоит уже хорошо подготовленными, ну хотя бы знать фамилии Теннисона и Браунинга, а главное отличать творчество одного от другого. Практические советы отсутствует. Объем впечатляет. Книга для любопытствующих миром писателей и эстетов.

Колин Уилсон "Мастерство романа"
Книга представляет собой размышления автора о творческом процессе. Если вы хотите знать, откуда пошел жанр «романа», особенности его развитие и исторические тенденции, а также пощеголять именами известных романистов, можно скоротать вечер. По мне так занудно.

Юрий Никитин «Как стать писателем» и Н.В. Басова "Творческое саморазвитие, или Как написать роман".
Много воды, нравоучительности и ненужного автобиографизма. В начале книги захлебываешься, под конец хочется утопиться. :D
С конца 90-х отечественная фантастика пошла на подъем. Издательства поднимало тиражи, запускали новые серии. Как итог общий упадок качества и сериальности. Молодые авторы клонировали «Гарри Поттера» и «Властелин колец», кто-то додумался соединить фэнтези и Д. Донцову, назвав это юмористической (иногда женской) фэнтези. Почему авторы – фантасты так стремятся поделиться «секретами своего мастерства» сложно сказать. Возможно, процесс берет свое начало от мастер-классов братьев Стругацких.

Но если уж читать кого – то из фантастов, то А. Сапковского «Мир короля Артура», «ПИРУГ ИЛИ НЕТ ЗОЛОТА В СЕРЫХ ГОРАХ». Никаких примеров, профессиональных тайн и кормления читателя с ложечки. Эссе о фэнтези читается также интересно, как и его романы о Ведьмаке. Полное погружение в тему и историю предмета. Написано добротно и занимательно.

Джеймс Н. Фрэй «Как написать гениальный роман».
Не знаю как, но он написал :) Читается легко, запоминается надолго. В отличие от большинства подобных пособий, которые дают примеры «как не надо писать», книга хороша тем, что содержит примеры того, как меняется текст в процессе работы над ним. Слова отточены до афоризмов, много интересных сравнений и идей, которые отсутствуют в смежных изданиях. Подкупает внимание к деталям, характерам, истории, всем тем мелочам, создающим реальность повествования. Кажется, автор знает, о чем говорит. :cowboy:
Никаких компромиссов даже перед лицом Армагеддона... (с) Роршах

Рейн
Посмотревший FIN
Посмотревший FIN
Сообщения: 2667
Зарегистрирован: Ср сен 15, 2010 10:46 am
Награды: 2
Я: саббер
Откуда: Где то здесь. А завтра - там
Благодарил (а): 2 раза

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Рейн » Вс дек 25, 2011 10:46 am

DZURY., спасибо за интересные сведения.

Наткнулась на интересную статью, размещаю с согласия автора.
Автор: Анна Штейн, оригинал здесь: http://ficbook.net/readfic/49387
Описание:
Статья о стилистике как таковой, и об ошибках, которые иногда возникают при написании текстов, и которых следует избегать

О стилистике бедной замолвите слово…
Последнее время все чаще в комментариях на замечание о стилистических ошибках звучит ответ: это такая манера написания. Давайте вместе попробуем разобраться, где заканчивается авторская оригинальность и начинается авторский произвол.
1. Несоответствие общей стилистики повествования собственно сюжету.
Согласитесь, что когда какую-либо космическую перестрелку с бластерами/лазерами/фотонными пушками описывают в лубочном стиле, то как-то нехорошо становиться. Или картинка современной жизни, написанная языком Ломоносова. Естественно, могут быть исключения, очень редкие, чаще всего – именно стилизации-пародии на что-либо. Однако, это уже высший пилотаж и весьма кропотливая работа.
Еще один подпункт, который приводит внимательного читателя в некоторое замешательство: персонажи резко меняют свой лексикон без всяких видимых причин. Поэтому, будьте осторожны, внимательно следите за тем, как разговаривают ваши герои. Если слесарь дядя Петя весь фик вещал: «Не, че? Ну и че? Да ты че?», а потом вдруг выдает цитату из Достоевского со своими комментариями на уровне кандидата наук, то попытайтесь хотя бы обосновать такую перемену. Например, придумайте дяде Пете бурную биографию, в которой он защищал диссертацию по Достоевскому, или раздвоение личности, или обмен телами с очаровательной профессоршей. Только не переусердствуйте, а что читатель может не понять.
И в завершение этого пункта хочу добавить: неудачное слово может испортить как минимум абзац текста. А свою работу надо ценить. (Замечание в скобочках на всякий случай: еще стоит просматривать, чтобы в фике было одно основное время, а остальные действия из прошлого либо будущего подстраивались под него)
2. К вопросу о штампах – использовать или искать пути преодоления.
Штампы – это довольно тонкий материал, с которым надо обращаться весьма осторожно. С одной стороны, «бездонные океаны глаз» и «бушующее пламя страсти» действуют безотказно на умы неискушенных читателей, а с другой, вызывают подспудно мысль: «Где-то я уже это видел/а, читал/а». Если подобное клише встречается один раз на весь объем текста – это ладно, в конце концов, подобные фразы стали расхожими именно из-за своей правдивости, но когда весь текст составлен из подобных «красивых» сочетаний, то хочется спросить: «А вы как сами-то думаете?»
На самом деле, выход из «зоны штампов» довольно прост. Чаще всего как клише не воспринимаются фразы, произнесенные/написанные иронично. Тон сбивает пафос высказывания и помогает в этом случае нам.
Но лучше всего стараться совсем не использовать штампованные фразы. Помните, это – прерогатива СМИ и официальных бумаг.
Любую мысль можно выразить гораздо проще, чем предлагают нам устоявшиеся выражения. Самое важное – сказать не красиво, а точно, выразить именно то, что вы хотели. Пафосные описания с аллюзиями на действительность не всегда имеют прямое отношение к красоте и, главное, СВЯЗНОСТИ текста. Если вспомнить хотя бы школьную программу, то Тургенева с его «Записками охотника» (и не только), называют мастером пейзажных зарисовок. Но в них столько простоты, легкости написания, оригинальности эпитетов, в конце концов. Неплохой пример для начинающих и продолжающих.
3. О незабвенном НЦ.
Самое главное правило: четко знайте то, о чем пишете. Не стоит придумывать облизывание «каждого миллиметра кожи» и поглаживание «нежной упругой груди». Если вы хотите переместить ваших героев в постель, то озаботьтесь не только антуражем спальни, но и знанием действий. Если со знанием и с опытом совсем никак, то фильмы посмотрите тематические (не порнофильмы, упаси боже), чтобы знать, хотя бы, как это выглядит со стороны. Если вы не знаете чисто физических подробностей, можно остановиться на эмоциях действующих лиц, в конце концов. А лучше вообще не мучиться и скромненько умолчать о таком времяпровождении, обозначив его намеками.
4. Словотворчество или словоблудие?
Только начитавшийся и наизучавшийся в свое время Гомера, может похвастаться относительной терпимостью к неологизмам вроде «головокудрые», «пеннорожденные» и «длиннотенные». Но, помните, что таких уникумов очень мало. Поэтому, используя какую-либо изобретенную вами словоформу, будьте милосердны и внимательны.
Подпункт первый: «О милосердии»
Помните о том, что не всегда новое значит лучшее. И не всегда можно образовывать слова по установившейся схеме. Вернее, можно-то можно, но то, как они будут восприниматься читателями… Например, слова «львиноголовый» или «саблезубый» воспринимаются нормально, благодаря их периодической используемости в литературе. А вот какой-нибудь «пантерохвостый» или «подушколапый» вызывают некоторое недоумение.
Как можно попробовать обойти подобные недоразумения:
Первое, для вашей сложной характеристики (если не передумали) выбирайте самый яркий признак живого существа или предмета. У гепарда, например, это скорость. Затем, смотрим на объект применения признака. Например, человек. Теперь, нам надо сказать: человек, бегающий так быстро, как гепард. Последнее, что нам остается, найти точку применения признака. И у человека, и у гепарда (хотя последнее не очень важно) это ноги. Пускай ваш воин в львиной шкуре станет гепардоногим. Только тут же отсыл к самому первому пункту: если это слово будет единственным неологизмом на весть текст, то лучше его убрать и заменить на стандартное «быстроногий». Колорит не страдает, стилистика торжествует; и если ваш воин одет в шкуру не льва, а белого медведя, то пусть он лучше бегает как человек, чем как неизвестное ему существо из Африки.
Подпункт второй: «О внимательности»
Изобретая новое слово, будьте внимательны – быть может, вы не нашли ничего нового, а только исковеркали уже имеющийся вариант. Тогда вся ваша оригинальность пропадет, уступив место безграмотности.
На самом деле, новые слова служат:
1. Для передачи колорита произведения. Так, упоминаемый Гомер на своем родном языке употреблял вполне стандартные эпитеты, характерные для эпического стиля, тогда как Гнедичу и Жуковскому, да и многим до и после них, приходилось переводить неудобоворимые слова, создавая неологизмы, наиболее точно передающие смысл описательных эпитетов оригинала.
2. Для заполнения языковых лакун (пустых мест в лексике) — само явление, как таковое, существует, а слово, его называющее — нет. Пример из филологической практики: есть четыре глагола действия – лежать, сидеть, висеть, стоять. Есть прилагательные, перешедшие в существительные, ОПИСЫВАЮЩИЕ человека, совершающего эти действия – лежащий, стоящий, сидящий, висящий. А слов, НАЗЫВАЮЩИХ непосредственно субъект действия, нет. В свое время, ехидные умы первого курса филфака выдали: стояк, лежак, сидяк и висяк. Но если первые два слова в языке существуют, хотя бы и в другом лексическом значении, то последние два – чистой воды неологизмы.
3. Чтобы передать тонкие оттенки значения. Чаще всего, требуются именно прилагательные или наречия, вроде болезненно-нежно, нервически-сильно и т.д. В общем-то, любое из предложенных четырех слов существует отдельно, но в сочетаниях с другими приобретает новые значения.
И наконец, господа, перейдем к основному пункту:
5. О смысле.
На самом деле, стилистика нужна не для того, чтобы писать красиво, а для того, чтобы не терять и не нарушать смысл текста. Будьте внимательны: в одном предложении утро не должно называться днем, а асфальтированная дорога превращаться внезапно в каменную без должного объяснения. За красивым описанием должен скрываться определенный и вполне угадываемый объект. Если автор долго и с придыханием описывает нежную, изящную ручку героини, то эта ручка должна как-нибудь поучаствовать в действии, отработать оказанную честь, так сказать. В описании не должно быть взаимоисключающих друг друга эпитетов. Помните, кожа не может быть холодной, но горячей. Вот прохладной, но обжигающей – вполне.
И последнее, пишите так, как думаете. Не надо изобретать некую невообразимую громаду из красивых фраз, сложных предложений и новых слов, называя ее своим собственным стилем. В первую очередь, фик должен быть написан грамотно грамматически и стилистически. А если к этому прилагается четкий, продуманный сюжет, внятные персонажи, интересная концепция построения текста – то да, у вас – свой стиль, который обязательно найдет своих поклонников и станет вашей визитной карточкой.
Люблю и любима

Kottor
xenite 80 lvl
Сообщения: 2640
Зарегистрирован: Пт дек 24, 2004 4:00 am
Награды: 1
Откуда: Paris
Поблагодарили: 1 раз

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Kottor » Пт мар 23, 2012 10:06 pm

Dzury писал(а):С.Книг "КАК ПИСАТЬ КНИГИ: МЕМУАРЫ О РЕМЕСЛЕ".

Я прочитала у Кинга довольно много книг, среди которых была и эта. Самое, что очень понравилось, поэтому и особенно запомнилось, - это его замечание по поводу диалогов. Именно то, что многие используют вместо нормального : сказал, спросил, ответил - безумное количество эмоциональных излишеств, что выражается не только в манере говорить персонажа, но и сопровождается бесчисленными действиями. Повторять-повторять, конечно, еще в школьных сочинениях считалось за ошибку, но часто становится совсем невыносимо - рассказ превращается в непрекращающуюся мышиную возню на месте.
So, why do they call you the 'Warrior Princess' ?
Because 'Caesar' was taken.

Аватара пользователя
Dzury
капитан
Сообщения: 731
Зарегистрирован: Чт окт 21, 2010 8:35 pm
Награды: 3
Я: саббер

Re: Нудные азы писательства

Сообщение Dzury » Вс мар 25, 2012 2:00 am

Рейн писал(а):Наткнулась на интересную статью, размещаю с согласия автора.

Не думала, что увижу тексты Шеленары здесь, приятно :shuffle:
Kottor писал(а):Я прочитала у Кинга довольно много книг, среди которых была и эта. Самое, что очень понравилось, поэтому и особенно запомнилось, - это его замечание по поводу диалогов. Именно то, что многие используют вместо нормального : сказал, спросил, ответил - безумное количество эмоциональных излишеств

Не забывай про наречия :)

Когда - то у нас существовала Академия бардов, со временем она стала частью этого подфорума. Для удобства объединила темы, относящиеся к ней. Наверняка, что-то упустила, но эти показались наиболее значимыми и раскрытыми:

Общелитературное:
Нудные азы писательства Автор темы: Akrill
Хочется писать без ошибок Автор темы arinka
Композиция Автор темы arinka
Слово живое и мертвое Автор темы TambourineGirl
Руководство по написанию текстов (юмор) Автор темы arinka
Творчество, как протест против жизни! Автор темы AlfranZa

О поэзии:
Без рифмы... Автор темы Akrill
Размеры Автор темы blacky
Самое важное в стихотворении - это... Автор темы arinka
Философия творчества (Эдгар По) Автор темы arinka
Как делать стихи (Маяковский) Автор темы arinka
Проблемы лирики анализ творчества от Готфрида Бена. Автор темы arinka
Сонеты анализ творчества Шекспира. Автор темы avi

Фанфикшен:
Как правильно читать критические статьи Автор темы Хель
Как не стать Мэри-Сью Автор темы Хель
Спрос и предложение Автор темы Magnum
Из чего состоит фанфикшен. Автор темы Caesarion
Из чего состоит фанфикшенАвтор темы Caesarion
Что помогает вам при написании фанфикшена? Автор темы Caesarion
Совместное творчество на форуме Автор темы Caesarion
Что есть юмор (в фанфикшенах XWP)? Автор темы Caesarion
Статья)О Мери Сью Автор темы ail
Как добиться схожести фанфикшена с сериалом? Автор темы Caesarion
Зена в древней Греции... или вообще где? Автор темы Фаталит

Конкурсное:
Литературные конкурсы Автор темы arinka
Slash&Yaoi Awards - проспали или проигнорировали? Автор темы Фаталит
Никаких компромиссов даже перед лицом Армагеддона... (с) Роршах


Вернуться в «Разговоры обо всем и сразу»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей

cron