И это все о них...

Наша жизнь бесконечна, у нее нет начала и нет конца (Габриэль)
Ироничная
Зенайт на Арго
Зенайт на Арго
Сообщения: 320
Зарегистрирован: Пт янв 11, 2002 4:00 am
Откуда: Москва

Сообщение Ироничная » Пт фев 15, 2002 2:32 am

Цитирую:
"Исследователи проблем женщин-лесбиянок прежде всего сталкиваются с некоторой зыбкостью и неопределенностью самого объекта исследования. Во-первых, кого считать лесбиянками? Тех женщин, которые «хоть раз испытали сексуальное влечение к женщине» (Цертлих)? Тех, кто некоторый (сколь долгий?) период своей жизни находился или находится в сексуальных отношениях с женщинами? Или тех, для кого женщины являются устойчивым сексуальным предпочтением? Во-вторых, если принять во внимание, что минимальное количество лесбиянок в обществе составляет 0,5 % (по некоторым данным 3-4 %), то, например, в Санкт-Петербурге, городе с 5-миллионным населением, их должно быть минимум 12,5 тысяч, между тем «открытыми», доступными для исследований являются не более 300-500 человек, представляющих специфическую субкультуру и уже поэтому не могущих репрезентировать остальные 12 тысяч.
Однако напомним, что мы можем говорить о проблеме только в случае возникновения противоречия, а основное противоречие, с которым сталкиваются лесбиянки, заключается в неготовности общества принять свободный выбор женщиной предпочтительных для нее форм сексуального поведения. Таким образом, исследования можно проводить только в том случае, когда гомосексуальная ориентация женщины осознается ею, обретает конкретные формы выражения и вступает в противоречие с существующими в обществе представлениями о норме.
Что касается невозможности составить репрезентативную выборку, что делает не вполне валидным любое исследование, касающееся женщин-лесбиянок в целом, нам остается либо говорить о специфических чертах лесбийской субкультуры, либо на основании контент-анализа и эмпирического опыта строить достаточно осторожные гипотезы о проблемах, с которыми сталкиваются все без исключения женщины «нетрадиционной сексуальной ориентации».

Гендерные стереотипы (в число носителей которых входят и сами лесбиянки) являются основным препятствием обретения лесбийскими отношениями легитимности в глазах государства, общества, церкви, близких людей и даже своих собственных и толкают лесбиянок к большей или меньшей степени маргинальности, которая у большинства из них проявляется в постоянном сокрытии своей ориентации и жизни по «двойному стандарту», а у меньшинства в форме создания специфической лесбийской субкультуры (следует оговориться, что для многих лесбиянок принадлежность к субкультуре не исключает сокрытия своей ориентации от всего остального мира).
Попробуем в общих чертах обрисовать проблемы женщин-лесбиянок, исходя из классификации лесбиянок по нескольким параметром, каждый из которых имеет отношение к столкновению лесбиянки с социальными и/или сексуальными стереотипами общества.
1. По отношению к традиционным семейным ценностям:
1) Женщины, ориентированные на краткосрочные отношения;
2) Женщины, ориентированные на стабильный союз.
У лесбиянок, относящихся к первой категории, постоянно возникает проблема поиска новых сексуальных партнеров, в связи с чем они в большей степени тяготеют к принадлежности к лесбийскому сообществу и субкультуре, что неминуемо препятствует их социализации - отдаляет от общества в целом и даже противопоставляет ему.
У второй категории женщин-лесбиянок рано или поздно возникают проблемы с «обозначением» своих отношений перед окружающими. Они могут представляться в качестве близких подруг или компаньонок, что влечет за собой постоянную угрозу раскрытия, а могут совершить так называемый «coming out» (полный или частичный), т.е. открыто заявить обществу о природе своих отношений, что – при условии, что круг лиц, перед которыми совершен «coming out» достаточно широк - практически всегда приводит к той или иной степени стагнации.
2. По отношению к самораскрытию перед обществом.
1) Женщины-лесбиянки, скрывающие от большинства окружающих свою сексуальную ориентацию;
2) Женщины-лесбиянки, совершившие полный или частичный «coming out».
Как мы уже говорили, лесбиянки, скрывающие от общества природу своих отношений, испытывают психологические трудности, связанные с постоянной угрозой «разоблачения», тогда как те, кто открыто сообщает миру о своем сексуальном выборе сталкиваются с давлением, иногда переходящим в психологическое и даже физическое насилие.
3. По отношению к жесткости ориентированности на женщин.
1) Женщины, которые исключают для себя возможность сексуального контакта с мужчиной;
2) Бисексуальные женщины (фактически или потенциально).
Первые чаще сталкиваются с обвинениями в «аномальности», в силу ограниченности круга потенциальных сексуальных партнеров испытывают большие проблемы в их поиске. Вторые подвергаются давлению как со стороны гетеросексуального большинства, так и лесбийского сообщества (причем давление и в том, и в другом случае основывается на аппеляциях к моральным нормам).
4. По отношению к репродуктивной функции.
1) Женщины принципиально или вынужденно бездетные;
2) Женщины, имеющие или планирующие иметь детей, а так же берущие на себя воспитательную функцию.
Женщины-лесбиянки, относящиеся к первой категории, подвергаются давлению, обусловленному стереотипным представлением о том, что бездетная женщина не является полноценной (бездетные гетеросексуальные женщины, разумеется, тоже испытывают подобное давление, но в этом случае не происходит отсылки к сексуальной ориентации).
Лесбиянки второй группы, кроме проблемы зачатия, должны решать проблему воспитания ребенка в материальных условиях худших, чем в гетеросексуальных семьях (известно, что заработная плата у женщин в среднем ниже, чем у мужчин), противостоять мнению, что воспитание ребенка не может быть полноценным в отсутствии отца, создавать новые, нестереотипные формы взаимоотношений в семье, имеющей одного или нескольких детей, подобные женщины также сталкиваются порой со сложностями юридического характера (усыновление, права на ребенка, передача прав партнерше).
5. По шкале феминности-маскулинности.
В классификации по этому параметру разделение на бинарные оппозиции представляется затруднительным, тем не менее, можем сказать, что гетеросексуальное общество в зависимости от моды принимает феминных или андрогинных женщин, маскулинные же, как правило, воспринимаются как аномалия и общество прикладывает усилия, чтобы навязать им феминный стереотип. Феминные лесбиянки чаще испытывают посягательства со стороны мужчин, а также недоверие к «серьезности своих намерений» со стороны близких и даже других лесбиянок.
В зависимости от положения женщины-лесбиянки на шкале феминности-маскулинности и в рамках стабильных отношений между двумя женщинами мы можем говорить и о разделении лесбиянок по отношению к традиционным полоролевым стереотипам:
1) Лесбиянки, готовые в рамках стабильных отношений принять на себя традиционные гендерные роли – «мужскую» и «женскую» соответственно;
2) Лесбиянки, строящие свои отношения на основе партнерства и равноправия.
Первые, в силу своей более выраженной внешней «полярности» и, как следствие, заметности, чаще сталкиваются с подозрениями и необходимостью совершения «coming out’a», вторые, отказавшись от следования стереотипным формам внутрисемейных отношений, оказываются перед необходимостью создания принципиально новых схем партнерского взаимодействия, т.е. попадают в ситуацию социального творчества. (Оговоримся, что в первом случае следование гендерному стереотипу двояко и достаточно формально: с одной стороны, в семье присутствует традиционное разделение ролей, с другой, одна из женщин берет на себя несвойственные ей с точки зрения общества функции.)

Мы видим, что женщина-лесбиянка может избрать один из двух вариантов поведения по отношению к традиционным гендерным стереотипам и традиционным ценностям общества: а) расширение границ нормы, более или менее резкое нарушение стереотипов; б) попытки, насколько возможно, вписаться в рамки существующей нормы, максимальное следование стереотипам – и можем предположить, что лесбиянки, избравшие второй путь, как ни странно, сталкиваются с большим давлением со стороны гетеросексуального общества. На наш взгляд, это объясняется тем, что свободный и осознанный выбор женщиной нетрадиционной сексуальной ориентации, сопровождаемый таким же осознанным принятием большинства традиционных ценностей, с точки зрения гетеросексуального общества несет в себе большую угрозу, нежели жестко детерминированный выбор ориентации при отказе от большинства ценностей, поскольку первый построен на новой и жизнеспособной модели партнерских взаимоотношений и обладает инструментами для утверждения этой модели в обществе." (под ником "карабистр")

Что скажете?
А как вам вывод?

Вернуться в «Наша жизнь»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей

cron